четверг, 24 мая 2007 г.

Оцифрованные мысли

Использование схем и рисунков для представления знаний - идея не новая, и поняли это еще пещерные люди, которые долгими зимними вечерами рисовали на стенах своих жилищ совокупляющихся животных. Видимо, такие волнующие зрелища и послужили причиной столь быстрого прогресса человечества, ведь каждый знает, что лучший способ что-то объяснить - это нарисовать. В 60-х годах XX века умные дядьки основали целое научное направление, изучающее новый способ мышления, основанный на применении схем, и назвали его "concept mapping" или "mind mapping".
Суть mind mapping заключается в том, что процесс мышления сопровождается рисованием графа (ну или блок-схемы, если вам так проще), который отражает сущности, мысли и переходы между ними. При этом, как утверждается, активнее начинает работать правое полушарие мозга и активизируются творческие способности. Интересующихся подробностями направляю сюда. Уж не знаю как там насчет правого полушария, но лично мне такие схемки помогают удержать в голове больше мыслей, чем может нормальный человек, и дарят возможность рассматривать проблему "свысока".
В принципе, для использования техники "карт памяти" (такой вот вольный перевод) никакой софт не нужен - бери себе бумагу и карандашик и рисуй на здоровье. Когда у меня нет под рукой компьютера, но есть мысли, я так и делаю. Однако у такого способа есть очевидный недостаток - тяжело исправить то, что нарисовал; это особенно актуально, когда в виде карты представляется не какая-то информация (скажем, лекция), а именно процесс творческого мышления. А посему, соответствующий софт необходим.
Поначалу я пользовался коммерческой программой Mindjet MindManager 6, лицензию к которой мне подарил даже уже не помню кто. Программа очень мощная, красивая и удобная, с кучей дополнительных функций, в общем - мечта поэта. Но только если у вас есть лишние 300 евро.
Сами понимаете, что нормальный русский человек ни в жисть такие деньги за "какую-то фитюльку" не отдаст. Поэтому я решил перейти на бесплатный аналог, благо список редакторов mind maps насчитывает несколько десятков имен, да и то не все там указано. После некоторого наведения справок я остановился на продукте отечественного софтостроения - Explain, написанную Олегом Набатовым.
Вообще, знаете, у меня слабость к минималистичным интерфейсам. Но эта программа меня просто поразила своей одновременно простотой и сложностью. Очень интересна концепция бесконечного листа клетчатой бумаги - выглядит симпатично, да и удобно. Создание узлов и связей выполняется или мышкой, или горячими клавишами, здесь юзабилити налицо, и в интерфейсе разберется за пять минут даже ребенок. Возможность вставки картинок и гиперссылок, динамической раскраски - прилагаются. Но есть за кажущейся простотой еще и мощный движок логического вывода на нейронных сетях. Вряд ли кто-то этим будет пользоваться, но задумка, согласитесь, интересная - задать некоторые утверждения, указать для них истинность (поддерживается и двоичная, и нечеткая логика) и, запустив симуляцию, посмотреть, какие наши утверждения оказались истинными, а какие ложными. Исходные данные для сети программа может автоматически брать из Excel. Я рекомендую сразу отключить этот движок (F9 или снять галочку с пункта "Выполнять" в контекстном меню), потому как он ощутимо жрет процессорное время.
В Explain классно сделана справка - в виде такой же mind map, раскрывающейся по щелчку на узле, по умолчанию создающемся на бумаге.
Выглядит программа вот так:

К сожалению, автор уже не поддерживает Explain, поэтому на развитие надеяться не стоит. Но и в нынешнем состоянии она свои функции выполняет и может быть исключительно полезной, особенно для людей, занимающихся творческой деятельностью.
Капля дегтя. Один раз программа обратилась куда-то не в свою память, пришлось перезапускать; впрочем, повторить эту ситуацию мне так и не удалось. Других недостатков я не нашел.
Собственного сайта у Explain нет, но можно скачать ее здесь или здесь.

2 коммент.:

Анонимный комментирует...

Программа действительно классная! И чем болше вникаешь, тем интереснее. В ней есть (мне кажется - еще не до конца обкатал) возможность когнитивных схем

Flegmatic комментирует...

А что такое когнитивная схема? Какая-то разновидность нейросети?