понедельник, 1 сентября 2008 г.

PDF-читатели: гонка за лидером

В последнее время как-то не клеилось у меня с постописательством - и время вроде бы появилось, и установка соответствующая, но судьба неблагосклонна к моим читателям. Как сяду что-нибудь софтово-обзорно-критическое писать, так сразу мысли нехорошие в голову лезут. Мол, пишу-то банальщину, которую и так все знают. Но так просто ударам судьбы я не сдамся и благодарных читателей, уже который месяц изливающих свои переживания мне в почту, я обмануть не могу.
Поэтому начну с малого - буду писать небольшие посты о своей повседневной борьбе с софтом. За светлое будущее.

Читательство PDF-, равно как и DJVU-файлов, для меня - ежедневная действительность, без которой я жизни не представляю. А посему проблема выбора соответствующего софта для меня весьма актуальна.
Adobe Acrobat 9Слухи об Acrobat Reader 9 гласили, что адобовские программисты превзошли сами себя, и что нынешняя версия работает достаточно быстро. Вспоминая, насколько тормознутыми были предыдущие версии, я относился к таким заявлениям достаточно скептически. Но в конце концов настойчивость слухов взяла свое, и я решился. Выкачал без малого 34 Мб установщика, запустил. Установщик пошуршал и порекомендовал "перезагрузиться для завершения установки". Ну это, братцы, вообще хулиганство. Я понимаю там, антивирус какой-нибудь или еще какая гадость, запускающая лапы в ядро системы, но просмотровщик!.. В общем, я с презрением отверг кощунственное предложение. Как оказалось, все работает и так.STDU Viewer
Пока качался Акробат, я нашел в списке программ, ожидающих обзора, еще один релевантный экземпляр: STDU Viewer. Программа позиционируется как "Scientific and technical documentation utility" (то есть, средство просмотра технической и научной литературы, что мне как раз и нужно было) и умеет читать не только PDF, но еще и DJVU и даже TIFF. Этакий комбайн. Установщик весит всего 1,4 Мб, и процесс установки не в пример шустрее адобовского монстра. И перезагрузки не требует.

Сравнивал я оба творения со своими старыми добрыми Foxit Reader версии 2.2 и WinDjView версии 0.5.
Как ни удивительно, оба новичка показали неожиданно хорошие результаты по времени загрузки и открытию небольших файлов - и то, и другое они выполняют практически мгновенно. С большими файлами тоже более-менее неплохо справляются, но STDU Viewer ощутимо подтормаживает при подгрузке очередных фрагментов. Даже Foxit Reader, эталон в отношении скорости, иногда притормаживал при быстрой прокрутке. Adobe Reader же прокручивал файл со сверхъестественной плавностью и скоростью, тут он явно лидер, хотя по потреблению памяти тоже легко обходит всех остальных.
Здоровенный, жирный минус Акробата выявился почти сразу: он иногда отказывается отображать структуру файла в виде навигационного дерева. На некоторых файлах отображает, на некоторых - нет. Foxit Reader и STDU Viewer на тех же файлах дерево показывают всегда. Учитывая, что формат PDF - исконно адобовский, это большой для них позор.
Для файлов DejaVu сравнение окончилось, едва успев начаться. STDU Viewer позволяет прокручивать DJVU-файл только невообразимо медленно. Звучит это довольно дико, но так оно и есть: такое количество оборотов колесика мышки, которое нужно потратить, чтобы прокрутить файл на 10 страниц, в WinDjView хватит на прокрутку всей 500-страничной книги. В результате просмотр в STDU Viewer становится совершенно невозможным.

Резюме предсказуемо. Снес обоих претендентов на чемпионский титул и убедился в правильности своего изначального выбора.

7 коммент.:

FallenGameR комментирует...

Ребут требовался скорее всего ради установки какой-то системы защиты. На ридере она осталась от проприетарного большого собрата. ИМХО.

Flegmatic комментирует...

Это похоже на то, как Word 2007 иногда пишет в статусной строке "Выполняется поиск вирусов" :) Вроде бы текстовый редактор, не его это забота. Нет-нет, я знаю про макровирусы и все такое. Просто я за разделение функциональности.

FallenGameR комментирует...

Разделение функциональности - это линуксам. В винде производители хотят удволетворить требования своих пользователй и в итоге получается "mix42: поставил Nero 8... бля... рад что она все ещё умеет записывать диски." (c) bash

Анонимный комментирует...

Рекомендую SumatraPDF 0.9. Компактная, быстрая, поддержка русского языка. Лежит здесь http://blog.kowalczyk.info/software/sumatrapdf/.

Flegmatic комментирует...

2анонимный: спасибо, обязательно посмотрю!

2fallengamer: я вообще думаю, что Windows - это результат неправильно понятых принципов UNIX (c). Мне ли тебе говорить про то, что такое повторное использование и принцип DRY :)

Анонимный комментирует...

Еще хороший бесплатный просмотрщик pdf, в свое время выбрал его вместо Foxit и Sumatra:
http://www.docu-track.com/home/prod_user/PDF-XChange_Tools/pdfx_viewer

Flegmatic комментирует...

Ого, спасибо!
Пожалуй, придется еще один пост по теме писать.